Фэтбайкинг. Снежный нестандарт

Фэтбайкинг

Нет, это не велосипед для толстых, хотя сгонять вес с помощью этой штуки получается очень даже неплохо. Все дело в толстых покрышках, которые обеспечивают высокую проходимость по снегу, песку и остальному бездорожью. Поэтому фэтбайк можно использовать круглый год, а в зимнем городе он вообще вызывает изумленные взгляды прохожих. Стиль езды выбирайте, исходя из вашего уровня мастерства: можно гонять по паркам, мчаться с крутой горы, прыгать на снежных ухабах. Хотя главная стихия фэтбайка — все же не городской ландшафт или шоссе, а такие дороги (или, вернее, направления), где обычный байк пришлось бы тащить на себе. На фэтбайке интересно ездить по замерзшим и засыпанным снегом болотам и озерам, наслаждаясь нетронутой природой. Конструкция такого велосипеда позволяет многое. Как и в обычных маунтинбайках, она заточена под высокие нагрузки — усиленные рама, руль, амортизаторы, спицы, обода колес. Давление в шинах можно регулировать в широком диапазоне — от 0,5 до 2 атмосфер. При минимальном давлении шина ведет себя как гусеница танка, снижая давление на грунт и улучшая проходимость на вязком и рыхлом снегу или песке. В таком случае шина не продавливает глубокую борозду, тормозя велосипед и расходуя ваши силы, а катится поверху, благодаря чему облегчается управляемость байка. На идеально ровном и твердом покрытии на фэтбайке сильно не разгонишься, но чем тяжелее дорожные условия, тем ярче проявляются его достоинства. Поэтому считается, что это почти идеальный зимний велосипед. С другой стороны, даже самым толстым шинам еще далеко по площади пятна контакта до лыж, поэтому на действительно глубоком снегу чудес ждать не приходится. Не стоит и злоупотреблять длительной ездой на минимальном давлении — шины при такой эксплуатации изнашиваются довольно быстро. Поэтому, выезжая на твердую поверхность, желательно поднять давление до 1,5-2 атмосфер.

Что касается поверхности покрышек, в зависимости от покрытия вы можете выбрать как полуслики, позволяющие уходить в занос и скользить по мягкому снегу, так и шипованную резину, дающую максимальное сцепление с ледовой коркой. Хотя фэтбайки даже со стандартными нешипованными шинами относительно неплохо держатся на льду за счет большой площади контакта, в сложных ледовых условиях, особенно на дорогах общего пользования, шипы все равно необходимы.

Бывалые байкеры рекомендуют кататься при температуре не ниже минус 15, хотя есть экспериментаторы, которые рискнули выехать на нем в 30-градусный мороз. В любом случае тщательно продумайте, во что одеться и обуться. Как и во всех зимних видах спорта, ваша одежда должна быть многослойной с возможностью отвода и тепла, и влаги. Глаза желательно защитить с помощью не запотевающих горнолыжных очков.

 

Сноубайкинг

Если вы хотите выделиться на горнолыжной трассе, попробуйте оседлать сноубайк. По внешнему виду он напоминает мини-велосипед, только вместо колес у него две коротенькие лыжи. Кататься на таком аппарате можно только с горы, поскольку никаких педалей и других приводных механизмов здесь нет. Задняя и передняя подвески лыж, как правило, снабжены мощными гидравлическими амортизаторами, так что за копчик переживать не стоит. Со сноубайком управятся даже начинающие лыжники и снубордисты. Обуздание этого «железного коня» происходит интуитивно всего за полчаса-час занятий. На ноги для лучшей управляемости и устойчивости желательно надеть дополнительные «лыжеботинки», особенно новичкам. Снежный велосипед зарекомендовал себя как очень маневренный и интересный в управлении. Из него можно выжимать почти любые стили и скорости — как для экстремалов, так и для любителей спокойного катания. После нескольких пробных заездов на учебной трассе можно переходить на более крутые спуски. Через какое-то время вы сможете не отставать от своих друзей — лыжников и сноубордистов. Кстати, сноубайк (в особенности его вариант с седлом) почти не нагружает ноги, поэтому его вполне можно использовать спортсменам в период восстановления после интенсивных тренировок или тем, кому горные лыжи нежелательны из-за проблем с суставами и связками. За последние годы конструкторы создали немало разновидностей и конструкций сноубайка. Каждая из них — компактная и легкая (от 3 до7 килограммов), из алюминиевых сплавов, поэтому риск травмировать окружающих минимален, а конструкция позволяет подняться на гору на любом подъемнике. Интересен, к примеру, байкборд или же сноу-скут — он отличается от сноубайка тем же, чем обычный самокат от велосипеда, — отсутствием сиденья и необходимостью ехать стоя. Однако здесь гораздо более широкие лыжи, которые дают хорошие возможности для карвинга, поэтому эти аппараты пользуются успехом у сноубордистов.

 

Сноушуинг

В период снегопадов для пеших прогулок по пересеченной местности, заснеженным лесам и полям обычные зимние ботинки не годятся — вязнут в сугробах. Не годятся и беговые лыжи, требующие ровной и утрамбованной поверхности. К счастью, человечество уже более тысячи лет назад придумало снегоступы (snowshoes). Этими приспособлениями пользовались народы Севера, подкрадываясь в заснеженном лесу к добыче. В наши дни древнее изобретение получило вторую жизнь и стало массовым атрибутом активного отдыха в Скандинавии, Канаде и США.

Снегоступы за счет большой площади платформы позволяют с комфортом и достаточной скоростью гулять по глубокому снегу, не ограничивая свободу передвижения протоптанными тропинками. Используют их и охотники, которым приходится загонять добычу на пресеченной местности, в кочковатых лесах и кустарниках, в общем, там, где на лыжах не развернешься. Еще одно преимущество снегоступов перед лыжами — в полном отсутствии скольжения на наклонных поверхностях благодаря шипам. Обратная сторона медали — на гладкой поверхности лыжи быстрее, в снегоступах особо не побегаешь.

Пользоваться снегоступами очень легко, главное — подобрать оптимальную площадь опоры, чтобы не слишком проваливаться. Приблизительный расчет: 50 см2 поверхности на килограмм веса. Фиксация носка ботинка выполняется системой из пластиковых лент и строп. Крепление настраивается под ботинок с точностью до миллиметра.

Есть два типа снегоступов. Более дешевые «вайды» (wide) имеют рамную конструкцию из алюминиевой трубы, на которую натянут морозоустойчивый пластик. Такие снегоступы имеют увеличенную длину и ширину, что позволяет легко маневрировать в глубоком снегу с тяжелым грузом. Здесь минимум усилий для передвижения и максимум опорной площади. Идеально подходят для охотников (на равнине) и пеших туристов с объемными рюкзаками. Второй тип — облегченные пластиковые модели, они поуже и лучше себя ведут при быстром ходу по слежавшемуся снегу или насту, но порой больше проваливаются. Многие модели из этой категории рассчитаны не только на равнинный, но и на холмистый рельеф, и снабжены стальным подиумом под пятку, позволяющим комфортно подниматься вверх по склону. А дополнительные зубья впереди и позади платформы позволяют вгрызаться даже на крутых подъемах в наст и лед.