История появления ударных вертолетов. Охотники за броней

Ударный вертолет -это особый класс боевых вертолетов, главной задачей которых является обеспечение поддержки наземных войск на линии фронта и уничтожение бронированных машин (преимущественно танков и БМП) противника. Современные ударные вертолеты представляют собой хорошо защищенные, высокоманевренные боевые машины, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, малокалиберными пушками, как неуправляемыми, так и управляемыми реактивными снарядами, а также высокоточными ракетами класса «воздух-поверхность». Идея применения низкоскоростных летательных аппаратов для уничтожения бронетехники противника возникла еще в годы Второй мировой войны. Тихоходный советский биплан Поликарпов — По-2 (созданный в далеком 1928 году) в 1942 году активно использовался для ночных налетов на позиции немецкой армии. На По-2 летали «Ночные ведьмы» — летчицы 46-го гвардейского (полностью женского!) ночного бомбардировочного авиаполка. В 1944 году войска союзников при высадке в Нормандии использовали для у-даров по немецким танкам легкий одномоторный самолет Piper J-3 Cub. На крылья самолета цепляли от двух до шести ручных противотанковых гранатометов «Базука», после чего Piper вылетал на «охоту». Во время одного из вылетов — 20 сентября 1944 года — в ходе битвы за французский городок Арракурт вооруженный шестью «Базуками» Piper J-3 Cub майора Чарльза Карпентера смог подбить сразу четыре немецких танка. В то время на вооружении армий союзников уже были вертолеты (в частности, американский Sikorsky R-4), однако они использовались исключительно в спасательных миссиях. До конца войны никому так и не пришло в голову нацеплять на винтокрылые машины пусковые установки с противотанковыми ракетами. Впрочем, успешного применения медленных, но маневренных самолетов для борьбы с бронетехникой во время Второй мировой оказалось достаточно, чтобы в начале 1950-х сразу несколько стран задумались о превращении имеющихся на вооружении многоцелевых вертолетов в летающие штурмовики для «борьбы с броней». Опираясь на опыт использования Sikorsky R-4, в 1965 году в Америке разработали вертолет Sikorsky Н-34, а в 1961-м в СССР появился Миль — Ми-4. В середине 1960-х им на смену пришли UH-1 Iroquois, разработанный компанией Bell Helicopter Textron, и Ми-8, спроектированный в ОКБ имени М. Л. Миля. Впоследствии UH-1 «Ирокез» и Ми-8 стали самыми массовыми вертолетами в истории авиации (всего было построено более 16 000 UH-1 и более 12 000 Ми-8 различных модификаций), однако ни «Ирокез», ни Ми-8 не были полноценными ударными вертолетами. На них, конечно, цепляли пушки, неуправляемые ракеты, пулеметы и прочее, после чего бросали на передовую, однако слабая защищенность делала эти вертолеты весьма уязвимыми даже для наипростейших средств ПВО. К примеру, за время войны во Вьетнаме в боевых действиях участвовали 7 013 «Ирокезов», из них почти половина — 3 305 машин -были уничтожены огнем противника. В вертолетах погибли не менее 2 700 американцев. После столь ужасающих потерь и в Америке, и в СССР началась разработка нового поколения ударных вертолетов — тяжеловооруженных, хорошо защищенных, малошумных и малозаметных машин, способных вести бой днем и ночью, в любое время года, при любых погодных условиях и главное — при наличии мощного противодействия сил ПВО. Первым в мире специально спроектированным боевым вертолетом стал американский Bell АН-1 Cobra (разработанный в 1965 году вертолет оказался настолько успешным, что до сих пор — в модификации Bell AH-1Z Viper — используется различными армиями мира, в том числе армией США). К началу 1990-х годов ударные вертолеты стали основным (возможно, даже более эффективным, чем артиллерия) средством для борьбы с тяжелыми танками и САУ.

Предлагаем вашему вниманию пятерку наилучших ударных вертолетов современности.

 

BOEING АН-64 APACHE

АН-64 «Апач» был разработан в конце 1970-х и до сегодняшнего времени остается основным ударным вертолетом армии США. Программа по созданию усовершенствованного ударного вертолета (Advanced Attack Helicopter) началась в 1972 году. Основная задача разработчиков — создать более тяжелый и мощный, чем «Кобра», боевой вертолет, оптимизированный в первую очередь для борьбы с танками. В 1976 году тендер на разработку и серийный выпуск нового вертолета выиграла компания Hughes. Из-за проблем с финансированием испытание машины началось только в 1981 году. В 1983-м вертолет поступил в войска и получил официальное обозначение АН-64 Apache. В 1984 году компания Hughes была куплена корпорацией McDonnell Douglas, которая в свою очередь была поглощена гигантом Boeing, вследствие чего в середине 1990-х за вертолетом закрепилось окончательное название Boeing АН-64 Apache. АН-64 оснащен двумя двигателями General Electric T700-GE-701С, мощностью 1 890 л. с. каждый. Максимальная скорость «Апача» — 300 км/ч, практический потолок — 6 400 м, дальность полета с полной заправкой и боекомплектом — 480 км. Вертолет вооружен 30-мм скорострельной пушкой М230 Chain Gun (скорострельность — 650 выстрелов в минуту), 16 противотанковыми управляемыми ракетами AGM-114 Hellflre или четырьмя пусковыми установками LAU-61/A с девятнадцатью 70-мм неуправляемыми ракетами в каждой. Иногда с целью самозащиты «Апач» оснащают четырьмя управляемыми ракетами класса AIM-92 Stinger «воздух-воздух». Первым серьезным конфликтом, в котором были задействованы АН-64, стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. В ходе боев над Аравийской пустыней «Апачи» продемонстрировали впечатляюще высокую эффективность и живучесть. Общие потери составили всего 3 вертолета из 200, участвовавших в операции, при этом только один — из-за боевых повреждений. Был зафиксирован случай, когда «Апач» в одном вылете уничтожил восемь иракских Т-72.

 

EUROCOPTER ЕС665 TIGER

К концу 1980-х в США начали задумываться о создании ударного вертолета нового поколения. При всех своих достоинствах «Апач» защищал экипаж лишь от стрелкового оружия и мелкокалиберных зениток. Против переносных зенитно-ракетных комплексов он был бессилен. Стало очевидно, что в будущем выживаемость боевого вертолета будет определяться не выносливостью его конструкции, а уровнем заметное™ на поле боя. От разработчиков требовали создать сверхживучую машину на основе новейших материалов с учетом последних достижений в технологии снижения шума, а главное — с использованием технологии стэлс. Одной из разработок в рамках данной концепции стал проект AAC Penetrator, предложенный американской фирмой American Aircraft Corporation. Фантастического вида вертолет-невидимка разрабатывался в качестве «воздушного БМП» и был вооружен двумя 12,7-мм пулеметами, размещенными в задней части фюзеляжа, а также 20-мм пушкой в носовой части. В 1991 году компании Boeing и Sikorsky совместно представили проект разведывательно-ударного вертолета Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche. Футуристическая, как и AAC Penetrator, машина создавалась, исходя из требований максимального снижения заметности в радиолокационном, инфракрасном, оптическом и акустическом диапазоне. Эффективна площадь радиолокации «Команча» в 360 раз меньше, чем у вертолета «Апач», более того, ЭПР RAH-66 меньше, чем у ракеты AGM-114 Hellfire. Акустическая сигнатура вертолета также значительно ниже других современных машин. К сожалению, к 1991-му году СССР перестал быть главной угрозой для США, и оба проекта закрыли. Было построено всего два RAH-66 Comanche и один Penetrator. Однако работы по созданию перспективного малозаметного вертолета не прекратились в Европе. В конце 1980-х инженеры франко-германского консорциума Eurocopter создали современный ударный вертолет ЕС665 Tiger. Фюзеляж кабины «Тигра» сужен до 1 м и выполнен из композитных материалов, прозрачных для высокочастотного излучения радаров. Вертолет оснащен датчиками обнаружения излучений средств ПВО противника, позволяющими уклоняться от ракет ПЗРК, а также, по заявлению разработчиков, способен продолжать полет при поражении корпуса 23-мм осколочно-фугасным снарядом. Двухместный «Тигр» разгоняется до 280 км/ч, способен подниматься на высоту 3 500 м, вооружен 30-мм пушкой Giat М871, восемью противотанковыми управляемыми ракетами НОТ и четырьмя управляемыми ракетами «воздух-воздух» Mistral. У вертолета два турбовальных двигателя MTU/Turbomeca/ Rolls-Royce MTR390, мощностью 1 285 л. с. каждый. По состоянию на 2015 год Eurocopter ЕС665 Tiger состоит на вооружении четырех стран: Австралии, Испании, Германии и Франции. В вооруженных конфликтах участия не принимал.

 

КА-52 «АЛЛИГАТОР»

Российский ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» был разработан в ОАО «Камов» в конце 1990-х и представляет собой глубокую модификацию модели Ка-50 «Черная акула» (от спроектированной в ранних 1980-х «Акулы» «Аллигатор» унаследовал силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа). Основной задачей Ка-52 является уничтожение бронированной техники и живой силы противника. Первый полет опытный образец совершил в 1997 году. В мае 2011-го первые серийные Ка-52 поступили на вооружение в ВВС России. Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями Климов ТВЗ-117ВМА с мощностью 2 130 л. с. каждый и имеет два соосных несущих винта. Максимальная скорость Ка-52 — 300 км/ч, дальность действия — 520 км и практический потолок — 5 500 м. Экипаж — один человек. Вооружен «Аллигатор»

30-мм пушкой 2А42, четырьмя блоками (по три ракеты в каждом) противотанковых управляемых ракет «Вихрь-1» или восемью десятками неуправляемых 80-мм ракет С-8, а также четырьмя управляемыми ракетами «Игла-В» класса «воздух-воздух». По состоянию на 2015 год всего произведено 79 единиц Ка-52. В вооруженных конфликтах участия не принимал. 8 апреля 2014 года министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных модификаций «Аллигаторов» -Ка-52К. Вертолеты должны были войти в состав авиагрупп для двух построенных во Франции десантных вер-    толетоносцев «Мистраль», однако после вторжения России в Украину и соответствующего обострения политических отношений с Францией, реализация данного заказа маловероятна.

 

AGUSTA А129 I MANGUSTA

Легкий ударный вертолет Agusta А129 «Мангуст», разработанный итальянской фирмой Agusta (сейчас — подразделение британско-итальянского консорциума AgustaWestland) в 1982 году для нужд итальянской армии, является первым боевым ударным вертолетом, спроектированным и производящимся целиком в Западной Европе. На двухместном А129 впервые была установлена полностью компьютеризированная комплексная система управления вертолетом, а фюзеляж уже в то время на 45% состоял из композитных материалов. Максимальная скорость «Мангуста» — 250 км/ч, практическая дальность — 561 км, потолок -3 140 м. Вращение винта обеспечивают два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 2-1004D с мощностью 1 360 л. с. каждый. На вооружении А129: три 20-мм пушки Lockheed Martin/ Oto Breda TM 197В или одна 20-мм пушка Giat М621; до восьми противотанковых ракет TOW или четыре блока (по семь ракет в каждом) неуправляемых ракет. В 2007 году компания Agusta Westland выиграла турецкий тендер на поставку для армии Турции ударно-разведывательных вертолетов. Стоимость контракта оценивается в 2,7 млрд долларов. В итоге с 2013 года вертолет Agusta А129 Mangusta состоит на вооружении армий Италии и Турции.

 

HAL LCH

Закрывает наш обзор еще один легкий ударный вертолет — индийский HAL Light Combat Helicopter. Двухместный HAL LCH разработан индийской национальной компанией HAL в 2006-2010 годах специально для боев в высокогорье. В 2014-м первые машины были поставлены для ВВС Индии. Как и Eurocopter Tiger, индийский LCH разрабатывался с учетом стэлс-технологий и обеспечения максимальной живучести при поражении осколочно-фугасным снарядом. Максимальная скорость полета — 330 км/ч, практический потолок — 6 500 м, дальность полета — 550 км. Подъемную силу обеспечивают два двигателя HAL/Turbomeca Shakti, мощностью 1 200 л. с. каждый. LCH вооружен 20-мм пушкой Giat М621, а также размещенными на четырех точках подвески управляемыми и неуправляемыми ракетами. В общей сложности ВВС Индии планируют закупить 64 таких вертолета.