Спортивное событие. Giro Ditalia. Схватка в мае

В основе культового спортивного события обычно лежат биографии очень узкого круга людей. «Джиро» не исключение: свои имена в летопись этой велогонки золотыми буквами вписали трое: Альфредо Бинда, Фаусто Коппи и Эдди Мерке. Каждый из них побеждал в «Джиро» пять раз. Но самый удивительный пример перевоплощения Золушки в принцессу под знаком «Корса Роза» — Фаусто Коппи. Бедный и неуклюжий юноша, влюбленный в велосипед и работавший в мясной лавке, благодаря покровительству бывшего боксера открыл для себя секреты правильной подготовки и стал выигрывать в престижнейших классиках. А в 1940-м году ему покорилась «Джиро д’Италия». Война прервала победную поступь Фаусто, но по ее окончании он вернулся на трассу еще более мотивированным. Шутка ли, с 1946 по 1954 год никто из соперников ни разу не догонял Коппи, если тот уезжал от пелотона. Часто Фаусто побеждал с огромным отрывом в 10-15 минут и более. Всего за карьеру Коппи выиграл 118 профессиональных велогонок. Он первым покорил в один год «Джиро» и «Тур де Франс», мало того, сумел это сделать дважды — в 1949 и 1952 годах. Пять раз он выигрывал «Джиро д’Италия» и дважды — «Тур де Франс». Кроме того, Фаусто становился лучшим в горной классификации «Джиро» в 1948, 1949 и 1954 годах. С какого-то момента вечный соперник Коппи -Джино Бар-тали — начал слежку за Фаусто, поселяясь с ним на соревнованиях в соседних гостиничных номерах. Как оказалось, не зря. Джино поведал журналистам, что в номерах Коппи всегда полно подозрительных бутылочек и флаконов. Бартали предположил, что Фаусто неравнодушен к наркотикам, а через год и сам Коппи признался, что балуется амфетаминами. И хотя в конце карьеры Коппи начал читать мораль в адрес молодых велосипедистов, уже тогда активно глотавших сомнительные препараты, его уже никто не слушал. Сегодня многие считают, что именно Коппи невольно создал «моду» на допинг.

 

Изюминки «Джиро-2015 »

Кухня современного Гранд-тура становится сложнее с каждым годом. Совершенствуется техника, не дремлет спортивная фармакология, вводятся новые пункты технического регламента. Тем не менее формат шоссейной супермногодневки неизменен уже многие годы: 21 этап различных профилей и два дня отдыха. Помимо основной классификации соревнование идет в горном, спринтерском и командном зачете. Главными изюминками становятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом. «Королевские» этапы содержат много подъемов первой и высшей категории сложности и заканчиваются финишем либо в гору, либо сразу после технически сложного спуска.

Тайм-триалы, или гонки на время с раздельным стартом, — скоростные равнинные этапы, в которых все решает аэродинамика и способность гонщика поддерживать как можно более высокую крейсерскую скорость велосипеда на всей дистанции. Победа достигается только за счет силы и выносливости, поскольку здесь нет возможности спрятаться от встречного потока воздуха за чужой спиной. Трасса «Джиро» в 2015 году, по словам организаторов, станет более сбалансированной и современной. Дистанция общей протяженностью 3 481 км будет разделена на 21 этап. При этом количество трансферов между этапами устроители постарались свести к минимуму, чтобы гонщики могли лучше восстанавливать свои силы. Чтобы уравнять шансы гонщиков разного стиля, трехнедельный график разбит на примерно равное количество чередующихся разноплановых этапов. Есть надежда, что мы больше не увидим преимущественно горные «Джиро», в которых доминировали легкие и выносливые спортсмены. Горная часть включает 5 этапов высшей категории сложности, с большими перепадами высот, длительными подъемами и спусками, и 7 этапов попроще. При этом финишировать на 7 горных этапах гонщикам придется в гору (на подъеме). Также предусмотрено 7 спринтерских этапов, на которых смогут проявить себя более атлетичные и взрывные велосипедисты. По традиции «Джиро» начнется командным тайм-триалом в Сан-Ремо, дистанция 17,6 км. Это хорошая проверка команд на слаженность совместной работы и навыки в гонке против секундомера. С большой долей вероятности, победителя в общем зачете определят три ключевых отрезка веломарафона. Во-первых, это индивидуальная раздельная гонка (14-й этап от Тревизо до Валь-добьядена). В этом году она очень длинная — 59,2 км, что даст возможность в полную силу проявить себя специалистам этого жанра. Например, колумбийцу Ригоберто Урану (команда Omega Pharma-Quick Step), который выиграл индивидуальную разделку в «Джиро-2014», победителю «Тур-де-Франс-2013» британцу Крису Фруму (Sky) и победителю «Джиро-2012» канадцу Райдеру Хезедалю (Garmin-Sharp). Во-вторых, это два сложнейших горных этапа, каждый из которых достоин звания «королевского». 15-й этап Маростика-Мадоннади-Кампильо (165 км) и 16-й этап Пинцоло-Априка (175 км). Каждый из них содержит участки с высокими градиентами и подъемами на перевалы высотой до двух километров, на каждом из которых пе-лотон просеивается, отделяя лидеров от середняков. И, конечно же, решающей, с точки зрения турнирной стратегии, будет последняя неделя гонки. Здесь спортсменам придется преодолевать решающие этапы с горными финишами. 19-й этап Гравельона Точе-Червиния (236 км) и 20-й этап Сен-Венсан-Сестриере (196 км). Можно отлично провести первые две недели, но если затем провалить третью, все пойдет насмарку. Поэтому для общего успеха на трехнедельной дистанции гонщикам нужна хорошая способность к восстановлению.

 

В поисках фаворитов

Оценивать шансы гонщиков на победу в «Джиро», как и команд, за которые они выступают, непросто. В велоспорте нет стопроцентных универсалов, которые одинаково хорошо выступали на этапах разной специфики. Команды, даже самые лучшие, тоже допускают тактические ошибки. И все же обозначим главных претендентов. Высококлассный «горняк» Наиро Кинтана из команды Movistar не прочь повторить свой прошлогодний успех. Тогда Наиро стал первым колумбийцем, побеждавшим в общем зачете «Джиро», и всего 29-м иностранцем, выигрывавшим розовую майку лидера (68 раз она доставалась итальянцам). Кинтана вышел в лидеры общего зачета после 16-го «королевского» этапа с финишем на Валь-Мартелло и с той поры уже не отдавал первую позицию. Также на счету колумбийца по итогам «Джиро-2014» победа в горной индивидуальной гонке с раздельным стартом на 19-м этапе и белая майка лучшего молодого гонщика.

Впервые с 2011 года планирует выступить на «Джиро д’Италия» испанец Альберто Контадор, один из лидеров команды Tinkoff-Saxo. Перед началом нынешнего сезона Контадор заявил, что хочет замахнуться на дубль, то есть последовательно выиграть и «Джиро», и «Тур-де-Франс». Амбициозная задача, учитывая, что в последний раз этот трюк удался Марко Пантани в 1998 году, а сам Контадор побеждал на «Джиро» всего однажды — в 2008 году.

Очень мощно выступает в этом сезоне австралиец Ричи Порт, универсальный гонщик и один из лидеров команды Sky. На его счету победы в классической однодневке Париж-Ницца и многодневке «Ву-эльта Каталонии». Порт не очень удачно провел прошлый год из-за пневмонии, однако сейчас полон сил и намерен успешно выступить на «Джиро».

Не меньше амбиций и у Криса Фрума, второго лидера Sky, победителя «Тур де Франс» 2013 года. Фрум впервые за последние четыре года собирается пожертвовать «Тур де Франс» в пользу «Джиро». Собирается вмешаться в борьбу фаворитов на «Джиро» и российская велокоманда «Катюша». На счету ее гонщиков уже 18 побед на старте сезона. Среди трофеев -престижные классические гонки, в том числе монументальная «Тур Фландрии». Лидером команды, в которой преобладают молодые российские гонщики, является норвежец Александр Кристофф. Учитывая, что Astana Team, скорее всего, не попадет на «Корса Роза» из-за дисквалификации, многодневка лишится победителя «Тур де Франс-2014» и «Джиро-2013» итальянца Винченцо Нибали по прозвищу Акула.

 

ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ

Недавно в ряды участников «Джи-ро-2015» пожелал влиться… владелец команды Tinkoff-Saxo Олег Тиньков. «Официальное заявление — проеду всю «Джиро д’Италия» в следующем году сам, все этапы. Стартовать буду за три-четыре часа до гонщиков, надеюсь, они меня не догонят, а если догонят — то надо мне завязывать». В последнее время российский бизнесмен и фанат велоспорта стал одним из главных ньюсмейкеров. То и дело он пишет скандальный пост на Facebook или делает провокационное заявление для прессы. Теперь вот собрался на трассу. Новаторские идеи Тинькова вызывают бурные дискуссии, поскольку не лишены оснований. Главный его месседж: велогонки должны приносить спонсорам прибыль, а не генерировать убытки. «Мировой велоспорт должен измениться или умереть. Иначе команды будут создаваться, только чтобы затем развалиться со скандалом. Сегодня команды не получают дохода, а на 99% зависят от денег спонсоров, которым приносят только огромные затраты. Такая ситуация немыслима в любом другом профессиональном спорте. И именно в ней коренится проблема допинга и бесконечных скандалов. Парадокс в том, что велосипедный спорт является вторым по популярности в мире после футбола, однако в нем царит бедность».

Чтобы повысить финансовую отдачу, придется провести болезненные реформы. В первую очередь, нужно повысить интерес телезрителей к прямым трансляциям соревнований. Для этого, считает Тиньков, топ-гонщики должны принимать участие во всех трех Гранд-турах в течение сезона. Россиянин даже готов им платить за это: «Если Кинтана, Фрум, Нибали и Контадор согласятся проехать три Гран-тура за один сезон, то я выделю им один миллион евро. 250 тысяч на каждого — неплохой стимул. Ведь ненормально, когда четыре из пяти лучших гонщиков постоянно пытаются избегать конкуренции друг с другом на главных гонках, они хотят побеждать без жесткой конкуренции. Если мы хотим привлечь большой интерес к велоспорту, увеличить телеаудиторию и доходы от телеправ, то я не вижу других вариантов — лучшие должны соревноваться с лучшими на главных гонках». Тем временем в своей команде мини-революцию Тиньков уже провел. После конфликта со спортивным директором команды, известным датским экс-велогонщиком Бьярне Рийсом, вызванного недовольством результатами команды, Рийс и Tinkoff-Saxo в марте 2015 года расторгли контракт. Сразу после ухода Рийса датский Saxo Bank заявил, что с 2016 года не будет спонсором команды. Датчане вкладывали в команду 5 из 12 миллионов евро ее годового бюджета. Теперь Тинькову придется вынимать больше из своего кармана либо найти другого компаньона, чтобы компенсировать денежный дефицит.