Частный самолет. За ними будущее

Частный самолет -это лайнер (как правило, реактивный), предназначенный для транспортировки небольших групп людей на большие расстояния. Для преуспевающих бизнесменов или политиков личный самолет давно уже не предмет роскоши и даже не символ особого статуса. Он лишь одно из многих средств передвижения, позволяющих максимально быстро и эффективно вести дела, — что-то наподобие автомобиля представительского класса, только с крыльями. И чуть более мощным движком. Предлагаем вашему вниманию семь наиболее интересных концептов бизнес-джетов будущего, демонстрирующих направления развития современной частной авиации.

 

Cirrus Vision Sf50

Вряд ли в Cirrus Vision SF50 найдется достаточное количество технических новшеств, чтобы отнести данный реактивный самолет к футуристическим концептам в частной авиации. Тем не менее при проектировании SF50 было использовано несколько весьма оригинальных инженерных решений, вследствие чего этот минилайнер был заслуженно включен в наш список. Компания Cirrus Aviation начала разработку шестиместного SF50 в 2008 году. Построенный бизнес-джет представляет собой симпатичный низкоплан с нетипичным V-образным хвостовым оперением и расположенным в задней части фюзеляжа, да еще и под углом к продольной оси самолета, единственным реактивным двигателем. Можно смело утверждать, что за всю историю авиации ничего подобного — в плане компоновки — не создавалось. SF50 оснащен двигателем FJ33 компании Williams International, который позволяет ему разогнаться до 610 км/час, подняться на высоту7 600 ми пролететь без дозаправки1 850 км. Серийное производство начинается в 2015 году. На сегодняшний день компания Cirrus Aviation имеет почти пятьсот предзаказов на SF50. Базовая цена одного бизнес-самолета -два миллиона долларов.

 

Безоконный Ixion

Продолжает наш список оригинальный концепт бизнес-самолета под названием IXION, предложенный инженерами французской компании Technicon Design. Внешне IXION не отличается от нынешних частных самолетов, таких как Gulfstream или Cessna, -обычный низкоплан с задним размещением реактивных двигателей и Т-образным хвостовым оперением, за исключением того, что в самолете нет иллюминаторов. Ни одного. Впрочем, это не означает, что пассажиры во время полета ощущают себя внутри консервной банки. Как раз наоборот — с помощью установленных снаружи фюзеляжа камер на внутренние панели салона в режиме реального времени подается высококачественное изображение всего, что происходит вокруг самолета. По сути, инженеры Technicon Design предлагают создать полностью прозрачный (для пассажира) лайнер, полет на котором будет больше напоминать путешествие на ковре-самолете. Если пассажирам наскучит смотреть на небо, «прозрачные» панели можно затемнить или «закрыть» любой статичной картинкой (в том числе имитирующей салон с овальными иллюминаторами). Кроме того, в полете можно будет проводить видеоконференции, выводя изображение с участниками на отдельные секции-экраны. Еще одним новшеством IXION являются солнечные панели, электроэнергию с которых планируется использовать для питания низковольтных источников на борту. К сожалению, разработка безоконного концепта пока что не продвинулась далее красивой -презентации.

 

Бизнес-гиганты

Отдельным классом среди современных бизнес-самолетов следует выделить сверхкрупные частные авиалайнеры, созданные на базе обычных пассажирских самолетов. Они являются бизнес-джетами не из-за каких либо конструктивных особенностей, а лишь потому, что у кого-то есть достаточно лишних денег, чтобы превратить грандиозный пассажирский лайнер в частный самолет, натолкав в него кучу того, что в принципе в самолете не должно находиться. Примером таких лайнеров является Boeing Business Jet. Boeing Business Jet, или сокращенно BBJ, — это серия бизнес-самолетов, переделанных из лайнеров Boeing 737 семисотой или восьмисотой серии. Первый самолет данного типа поднялся в небо в 1998 году. С тех пор компании Boeing удалось продать 159 (!) перестроенных под бизнес-джеты лайнеров, самый дорогой из которых обошелся заказчику в 310 миллионов долларов (стоимость обычного пассажирского Boeing 737 — чуть менее 90 миллионов). По желанию клиента в Boeing Business Jet могут быть организованы спальня, конференц-зал, ванная комната, гостиная и прочие помещения. Самолет оснащается дополнительными топливными баками, что позволяет перевозить от 25 до 50 пассажиров на расстояние свыше 11 тысяч км. Однако рекордсменом среди бизнес-гигантов является построенный на заказ принца Саудовской Аравии Альвалида Бин Талала Альсауда частный вариант двухпалубного лайнера Airbus А380. Альвалид Бин Та-лал заказал себе А380 еще в 2007 году. Покупка обошлась принцу в 500 миллионов долларов, сделав его собственником самого дорогого и самого большого личного авиасудна за всю историю авиации. На борту А380 (общей площадью900 м2) инженеры Airbus разместили кинотеатр на 15-20 персон, комнату для конференций, джакузи, несколько спален, два гаража для автомобилей Rolls-Royce и даже загоны для лошадей и верблюдов. Особого внимания заслуживает вращающаяся вокруг своей оси молитвенная комната: куда бы ни летел самолет, комната всегда будет повернута на Восток — в сторону Мекки. В 2014 году, по данным Bloomberg, Альвалид Бин Талал продал свой летающий дворец, заявив, что потратит вырученные деньги на развитие своей страны и всего ближневосточного региона. Покупатель самого большого в мире бизнес-джета пожелал остаться неизвестным.

 

Honda Fuzo

Одним из наиболее экстравагантных концептов в нашем списке является футуристический проект от дизайнера Джона Меиддайна, разработанный на основе продукции автомобильной компании Honda. Говоря о путях развития частной авиации, американский дизайнер утверждает, что будущее за гибридом самолета и автомобиля. Меиддайн создал  пока что только в 3D — своеобразный «концептолет» и назвал его Honda Fuzo. На сегодня рано говорить о серийном производстве, тестовых образцах или даже о единичной экспериментальной модели. И все же Honda Fuzo — это нечто большее, чем просто красивые трехмерные картинки. Разрабатывая модель, Джон Меиддайн позаботился не только о внешнем виде гибрида, он продумал множество технических нюансов и даже произвел расчеты. По его утверждениям, самолетомобиль Fuzo будет способен совершать вертикальный взлет и посадку (за счет встроенных в корпус турбовентиляторов — как у палубной версии сверхсовременного американского стэлс-истребителя F-35 Lightning II) и разгоняться в воздухе до скорости 350 км/час. Управление в полете будет осуществляться, как в самолетах Airbus, с помощью джойстика. О том, сколько и какого топлива может потреблять такое чудо техники, Меиддайн умалчивает. К сожалению, пока что ни одна из компаний, производящая бизнес-самолеты, не выявила желания вложить деньги в столь футуристический проект.

 

Сверхзвуковые бизнес-самолеты

С началом нового тысячелетия закончилась эра сверхзвуковых гражданских самолетов — 26 ноября 2003 года совершил последний полет разработанный еще в семидесятых годах прошлого столетия «Конкорд». Airbus и Boeing отказались от проектирования новых сверхзвуковых лайнеров, посчитав их экономически невыгодными в условиях постоянно возрастающих цен на топливо. После этого о желании «спасти сверхзвуковую авиацию» заявило несколько компаний, разрабатывающих частные самолеты. С тех пор прошло более десяти лет, и ни один прототип не взлетел в воздух. Впрочем, анализ нынешнего состояния некоторых проектов дает основания для осторожного оптимизма. Одним из наиболее перспективных концептов сверхзвукового бизнес-самолета (англ. SBJ, supersonic business jet) является Aerion AS2 американской компании Aerion Corporation из Рено, штат Невада. Aerion Corporation разрабатывает 12-местный реактивный самолет, способный разгоняться до 1909 км/час (1,8 Маха), подниматься на высоту15 500 ми покрывать за один полет8 500 км. AS2 сделает реальностью бизнес-путешествия из Европы в Америку и обратно в течение одного рабочего дня. Компания-разработчик заявила, что в данный момент располагает 50 твердыми заказами. Изначально ожидалось, что Aerion AS2 будет введен в эксплуатацию в 2017-2018 годах, однако позже из-за проблем на старте проекта начало тестовых полетов было перенесено на 2019 год, а выход первого серийного образца на рынок — на 2021-й. О серьезности проекта говорит тот факт, что 2 декабря 2014 года Aerion Corporation подписала договор о сотрудничестве с Airbus. Airbus поможет завершить проектирование, пройти сертификации и наладить производство AS2. Разработкой похожего сверхзвукового бизнес-самолета — Spike S-512 — занимается американская компания из Бостона Spike Aerospace. Как и в IXION, в S-512 не будет окон. Вместо них — лишь крохотные камеры по всему фюзеляжу, передающие изображение на специальные панели внутри салона. По техническим параметрам S-512 не отличаются от Aerion AS2. Первые тестовые полеты запланированы на 2018 год. Ориентировочная стоимость 18-местного самолета ожидается в пределах 60-80 миллионов долларов. Столько же стоит пассажирский лайнер Boeing 737, вмещающий до 200 пассажиров.

 

Самолет-Амфибия Icon А5

ICON А5 — еще один гибрид в нашем списке. Это легкий спортивный самолет-амфибия от американской компании ICON Aircraft. ICON А5 представляет собой крохотный двухместный одномоторный высокоплан с размещенным за кабиной пропеллером, способный взлетать и приземляться на водную поверхность. Четырехтактный бензиновый двигатель Rotax 912 разгоняет амфибию до скорости 192 км/час. Самолет без посадки может пролететь556 км, а для разгона ему нужно чуть более двух сотен метров свободной водной поверхности. Первый полет ICON А5 совершил в 2008 году. В декабре 2012-го началась подготовка сборочной линии, а в июле 2014-го публике был представлен первый серийный экземпляр. Компания-разработчик заявляет, что сборочная линия заработает на полную мощность к концу 2015 года. Ориентировочная стоимость одного А5 — 189 тысяч долларов.

 

Первый частный конвертоплан

6 марта 2003 года в Арлингтоне, штат Техас, совершил первый полет пока что единственный в мире частный бизнес-конвертоплан AW609 производства компании AgustaWestland. Конвертоплан — это особый класс летательных аппаратов с поворотными (как правило, винтовыми) двигателями, размещенными на краях слегка укороченных крыльев. При взлете двигатели конвертоплана установлены вертикально и работают как подъемные (наподобие винта вертолета). В крейсерском полете двигатели опускаются в горизонтальное положение и продолжают работу как тянущие, а подъемная сила, удерживающая аппарат в воздухе, обеспечивается крылом самолетного типа. Конвертоплан изящно объединяет в одной машине преимущества вертолета и самолета. Все дело в том, что даже лучшие в мире вертолеты не поднимаются выше четырех с половиной километров и редко летают со скоростью большей, чем 250 км/час. В то же время для самолетов, которые могут взбираться выше и летают значительно быстрее, необходима длиннющая полоса из асфальта и бетона для взлета и посадки. Самолет в отличие от вертолета не может взлетать и садиться где попало. Перечисленные ограничения исчезают при использовании конвертоплана. Ему, как и вертолету, не нужны взлетно-посадочные полосы, при этом конвертоплан может подниматься на недостижимые для вертолета высоты и летит почти так же быстро, как современный турбовинтовой самолет. AgustaWestland AW609 — первая попытка создания коммерческого частного конвертоплана. В данный момент подходит к завершению сертификация AW609. Серийное производство планируется начать в 2016 году. AgustaWestland AW609 способен разгоняться до 510 км/час, подниматься на высоту7 550 м, и перевозить от 6 до 9 пассажиров на расстояние2 000 км. По состоянию на 2015 год компания AgustaWestland имеет 60 твердых заказов на AW609. В случае успешной эксплуатации конвертоплан AW609 может стать началом новой эры в авиации и постепенно вытеснить со всех спасательных, патрульных и армейских служб обычные вертолеты.