Комиксы. A real hero

В последние годы комиксы стали не просто трендом в медиакультуре, а могучим рисованным локомотивом, который буквально проносится по каждой ее сфере. И ведь конечной остановки пока не видно. Приводить весомые аргументы «за» или «против» мы не станем, а предоставим это на суд наших читателей. Намного интереснее будет узнать, как и почему персонажи комиксов стали теми, на кого нам хотелось бы равняться. Еще совсем недавно идеалом наших стремлений был успешный мужчина в дорогом костюме за рулем не менее статусного автомобиля и в обнимку с ну совсем «небюджетной» девушкой — словом, агент 007, Гордон Гэкко или подобный им богатый, обаятельный, сильный и независимый аналог. Красивые машины и дорогие женщины (или наоборот) остались, а вот смокингу приходится делиться вниманием с гротескным латексом и неопреном. Почему так?

Времена меняются, но такого уж точно нельзя сказать о наших желаниях. Мы все так же хотим, чтобы нас замечали, все так же стремимся вырваться из плена собственной рутины навстречу тому, что принято называть приключением. Но во второй декаде XXI века деньгами или знаниями восточных единоборств уже никого не удивишь. Необходима изюминка, новая фишка, нечто действительно неординарное, но в то же время предельно понятное. Сделаем небольшой спойлер — во всем виновато кино. Не потому что существует заблуждение, будто читать графические романы не круто. Шедевры от DC, Marvel или Vertigo всегда имели, имеют и будут иметь популярность среди верного круга фанатов, но раньше все попытки вывести их из сферы тинейджерской полиграфии и выставок поп-арта оказывались напрасными. По-настоящему глобальный культурный переворот удался лишь семь лет назад с выходом сразу двух картин: «Железного человека» Джона Фавро и «Темного рыцаря» Кристофера Нолана.

 

«Гений, миллиардер, плейбой, филантроп…»

Крылатая фраза Железного человека весьма «скромно» охарактеризовала специфичный тип супергероев: без лучей из глаз или паучьего чутья, зато с миллиардными счетами в банках и яркой харизмой любимцев судьбы. Тони Старк и Брюс Уйэн — два очень похожих персонажа, созданные вечно конкурирующими Marvel и DC, дабы показать, что героями вовсе не рождаются. Конечно, между ними есть разница, обусловленная форматом издательств: Iron Man всегда уверен в себе и порой даже нахален, в то время как Бэтмена не зря называют «темным рыцарем» за его мрачные монологи и склонность к линчеванию преступников. Но в остальном они схожи: у них есть целый автопарк премиум-каров, они не считают деньги и уже сбились со счета в отношении женщин. И они спасают мир под разными масками правосудия. Вот поэтому их истории заставили миллионы ничего не знающих о комиксах людей не отлипать от экранов в ожидании нового фильма. И не стоит забывать об идеально сыгравших свои роли Кристиане Бейле и Роберте Дауни мл.

 

Герой с человеческим лицом

Создать сильного и могучего супергероя — дело несложное, но абсолютная сила крайне редко вызывает сочувствие «простых смертных». Необходимо, чтобы герой не только говорил с тобой на одном языке, но и перестал быть небожителем. И лучший способ для этого — моральные дилеммы, без которых не обходится никакой героический блокбастер. Раз за разом героям необходимо принять решение, от которого, сколько бы нечеловеческих сил они ни приложили, обязательно кто-то пострадает. Можно ли пожертвовать кем-то ради спасения множества? Допустим ли абсолютный контроль во имя абсолютной безопасности? Определяет ли нас прошлое в полной мере? Попадая в зону «серой морали», глянцевая маска супергероя плавится подобно воску, и сквозь нее проступают человеческие очертания, а с ними целый пакет проблем и комплексов. Потому-то бескомпромиссный Роршах убивает «благодетеля» Озимандиаса в драме Зака Снайдера «Хранители», поэтому Старк пытается раз и навсегда защитить человечество, а в итоге Альтрон заставляет страдать их всех. К слову, это одна из тех вещей, которая так «цепляет» зрителя, -каждый формирует свое мнение, которое нередко расходится даже с дружеским. Как говорится, в споре рождается не только истина, но и фанатская привязанность. Не менее эффектный прием — «скелеты в шкафу». Джон Константин ежедневно спасает мир от порождений Сатаны, но чаще всего делает это в угоду собственной эгоистичной натуре, параллельно умирающей от рака легких из-за курения и никогда не отказывающей себе в удовольствии предаться всевозможным порокам. Брюс Уэйн до сих пор страдает от детских фобий и травм, и хотя благодаря ему Готэм еще не представляет собой кучу дымящихся руин, это не мешает быть ему замкнутым и угрюмым социофобом, не доверяющим никому, кроме семейного дворецкого. Ответ на возможное негодование прост: герою, имеющему с нами общие проблемы, мы можем доверить все, вплоть до наших сердец.

 

Мультиверс

И если что-то и может быть лучше, чем новые приключения близкого нам по духу супергероя, то это когда целое множество таких вот кинолент связано между собой вереницей сквозных сюжетов. А если приправить все это постоянно совершенствующимися спецэффектами, наличием известных актеров и учитыванием мнения преданных фанатов рисованного первоисточника, то получится настоящая кинематографическая вселенная — та, которая так хорошо получается у Marvel и в которой все никак не может найти единое звучание DC Comics, что не мешает обоим медиамагнатам выстраивать собственные динамичные миры на голубом экране. Каждый может найти себе кумира по вкусу, создать фанатские группы и впадать в

антиномии «Ну кто же круче?» И вот идут месяцы и годы, а мы все яростнее уговариваем сотрудников кинотеатра не выгонять нас из зала, ведь теперь каждый раз мы занимаемся немыслимым терпим утомляющие строчки титров ради небольшой «скрытой концовки», намекающей нам на новый виток сюжета. Мы покупаем футболки с принтами любимых героев, устанавливаем рингтоны из саундтреков и выясняем за кружкой пива в пабе, кто же все-таки достоин поднимать Мьелнир, — словом, делаем все то, за что лет восемь назад называли других «задротами». Неужели мы стали ими?

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Да, мы изменили собственные вкусы, но только лишь потому, что они сами пошли нам навстречу. Герои обрели те качества, которыми обладаем мы сами, но в то же время привили нам массу полезного — персональную ответственность, чувство долга, даже альтруизм, порой через собственный антипример. Благодаря супергероям взрослые вернули себе утраченное понимание того, что не все в этом мире вышли из страниц романов Чака Паланика и что в реальности есть место достойным поступкам. Это и делает настоящим героем каждого из нас.