Прыжок с парашютом или полет на дельтаплане. Полный улет

Лето — идеальное время, чтобы ненадолго сбежать из душного города и воспарить над прекрасной землей. Кто однажды открыл для себя небо, уже не променяет его на банальный шезлонг. Парить в воздухе часами как на равнине, так и в горах, даже без мотора несложно, нужно только захотеть.

 

Дельтаплан или параплан?

Аэроспорт манит возможностями, и выбрать, на чем именно летать, не так-то просто. Можно начинать на параплане, а затем освоить дельтаплан, или наоборот. Главное — начать, а все остальное вопрос лишь денег, практики и наличия хорошей компании. Что касается различий между дельтапланом и парапланом, то многие почему-то считают, что дельтапланеризм — более консервативный и менее разнообразный вид спорта. Возможно, треугольное крыло и не предполагает каких-то цирковых фигур вроде зависания на одном месте, однако дарит другие преимущества. При прочих равных условиях дельтаплан летит на порядок дальше и быстрее. Потолок скорости современного дельтаплана -130 км/ч, а параплан развивает 20-70 км/ч, причем на максималке крыло часто норовит сложиться ввиду своей гибкости. С другой стороны, главное преимущество параплана — это компактность и небольшой вес. Его можно перевозить в багажнике любой машины, в то время как с дельтапланом такой фокус не пройдет.

 

С мотором и без

Если дельтаплан не особо балует разновидностями (мачтовые, безмачтовые, жесткокрылые модели и двухместная моторная версия — мотодельтаплан), то дерево парапланов более разветвленное. Новичкам и тем, кто летает относительно редко, идеально подойдут модели класса Standart — самые безопасные и простые в управлении, но при этом медленные. Класс Performance — пошустрее, для более опытных пилотов, умеющих исправить неприятные ситуации быстрым маневром. Наконец, градация Competition — с наивысшими летными качествами, выбор профессиональных спортсменов. Для маршрутных полетов покупайте модификацию кросс-кантри, а если хватает опыта и уверенности — акробатическую модель. Все большую популярность набирают так называемые мини-крылья уменьшенной площади — спидглайдеры и аэрошуты. Они дарят еще большее удовольствие от скорости и точности пилотирования и идеальны для скоростного спуска с горы, парения в выраженных термических потоках, а также моторных полетов. Взлетать и садиться на парапланах этой категории очень легко.

 

Высотный хай-тек

Благодаря техническому прогрессу летать с каждым годом становится не только проще, но и интереснее. Большинство пилотов используют как минимум три технических инструмента: вариометр, радио и GPS. Вариометр помогает ловить теплый восходящий поток, увеличивая высоту и продолжительность полета. Как только планерист попадает в зону холодного нисходящего потока, маленькая коробочка начинает тревожно пищать. Пора искать новое теплое течение — «термик», который поднимет вас вверх. Современные вариометры могут почувствовать снижение даже на1 смв секунду. Также этот полезный прибор показывает высоту — над уровнем моря, от места взлета или от предыдущей отметки. Радиосвязь в обязательном порядке используется новичками при тренировках для сообщения предполагаемого места и времени посадки. Но и опытные пилоты не забывают взять с собой передатчик, не упуская возможности переброситься парой фраз в воздухе с другими планеристами. Наконец, GPS-навигатор — незаменимая вещь в соревнованиях. Устройство должно подтвердить точность прохождения контрольных точек. Поможет GPS и определить дрейф из-за ветра при полете на высоте, чтобы спрогнозировать снос к опасным местам (линиям электропередач, водонапорным башням). Ну а если все же угораздило приземлиться на незнакомой территории, приемник выдаст координаты местонахождения пилота для передачи поисковой команде. При тренировках GPS — незаменимый инструмент перфекциониста. После приземления запись можно расшифровывать и анализировать вдоль и поперек, разбирая свои ошибки в одиночку или с друзьями. А благодаря возможности интеграции с некоторыми моделями вариометров можно воспроизвести даже трехмерную запись траектории полета. Естественно, стоит взять в полет и обычный смартфон или мобильный телефон. В случае приземления вдали от запланированной точки он поможет связаться с коллегами или запросить техническую помощь. И конечно, не забудьте взять в небо видеокамеру экстрим-формата, которую можно закрепить на шлеме. Ведь пережить эмоции от полета захочется еще не раз, а лучший способ для этого -фильм, который можно смонтировать дома под шум дождя.

 

Одежда

Как одеться, чтобы полет был легким, безопасным и комфортным? Типичный гардероб пара или дельтапланериста состоит из комбинезона, брюк, спортивной обуви и шлема. Комбинезон берем из мембранной ткани, которая не продувается, сохраняет тепло и удаляет лишнюю влагу. Эта особенность материала сохраняет комфорт пилота при резком перепаде температур, которые характерны для маршрутных полетов. Брюки также с мембранной тканью носят название «самосбросы». С молнией на всю длину штанины их можно моментально надевать и снимать, причем даже в обуви. В летний зной при равнинных полетах вместо брюк используют шорты. Шлем можно выбрать универсальный. Он радиофицирован: есть наушники, выносной микрофон и разъем под радиостанцию. Под шлем надевается хлопковая балаклава, а с ультрафиолетом помогают бороться защитные очки и крем. Для комфортного полета планеристы летают в подвесках. Мягкая конструкция фиксирует тело в удобной позе: сидя — для парапланеристов и лежа — для дельтапланеристов. Можно расслабить мышцы и согреться даже на высоте. Кроме того, в случае жесткой посадки амортизирующий слой во многих моделях подвесок смягчит удар и защитит от травм.

 

Безопасность полетов

Особая тема. Все-таки небо — это экстрим, и риск присутствует всегда. Полеты планируются на основе метеопрогноза и проводятся только при подходящих погодных условиях. Часто решение принимается перед стартом. Если небо внезапно нахмурилось или усилился ветер, лучше не искушать судьбу и отложить полет на другой день.

К счастью, аэроспорт сегодня намного безопаснее, чем даже десяток лет назад. В первую очередь благодаря постоянному совершенствованию конструкций аппаратов и массовому использованию навигационных приборов. И все же к нештатным ситуациям следует быть готовым. Парапланы имеют один существенный недостаток с точки зрения безопасности — у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях турбулентности параплан складывается и начинает падать. И все же у каждой медали две стороны: современные модели умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. Умелым движением пилот может попытаться снова распрямить крыло и продолжить полет. Впрочем, для этого нужен запас высоты. Если ее недостаточно, то столкновения с землей не избежать. Да и не каждый параплан удается разложить полностью. Поэтому для уверенности в небе пилоту нужен запасной парашют. Это главное средство спасения при потере аэродинамических качеств купола и сваливании параплана. Безопасность дельтапланов все же более прогнозируема. Благодаря жесткости конструкции с ними можно вытворять почти любые пируэты. Хотя теоретически дельтаплан можно сломать в воздухе, для этого нужны очень сильные турбулентные потоки и порывы ветра. А в таких условиях редко кто летает. Что касается поведения на низких скоростях, то при25 км/чу дельтаплана происходит срыв потока с крыла, из-за чего теряется управляемость. Однако аппарат при этом сам начинает разгон, пока за несколько секунд не наберет нужную скорость. Вмешательство пилота при этом, как правило, не требуется. Не стоит забывать, что безопасность зависит не столько от вида и модели летательного аппарата, сколько от самого пилота. Чем больше он знает возможности своего крыла и чем трезвее оценивает собственный уровень подготовки, тем лучше.

 

Где летать

В Украине есть немало мест для полетов разной категории сложности. Большинство из них находятся в Западной части страны. Например, большим успехом пользуются полонены Боржавы (Закарпатская область), где проводится ежегодный Кубок Карпат по парапланеризму. Отличные места есть возле сел Шопки и Подгородцы на Львовщине, Исаков и Одаев на Ивано-Франковщине. Если есть возможность поехать за границу, в Европе рекомендуем Словению, Францию, Испанию, в том числе и Азорские острова. Множество отличных мест для полетов есть в ЮАР и США.

И все же адреналин манит в небо экстремалов во всех уголках нашей страны. Многие летают даже в местах, где еще не так давно шли боевые действия. Побродив по интернет-форумам планеристов, можно встретить свежие темы «Как мы полетали на Карачуне» (гора в Славянске) или «Как мы полетали в Благодатном» (это15 кмот Иловайска). Ребят не останавливают ни обыски военных, ни опасность напороться на шальную мину, ни гремящие за горизонтом залпы орудий. Вот уж действительно сорвиголовы!